https://newtonew.com/discussions/information-literacy
Кажется, в Интернете есть всё, даже если это не было создано в цифровую эпоху. Целые библиотеки оцифровывают свои хранилища, фильмофонды освоили Youtube. Если у тебя есть доступ к Сети, ты можешь «набрести» даже на такие специфические вещи, как журнал «Крокодил» за 1940 год или дневники какого-нибудь малоизвестного барона. Но вот когда нужно найти что-то конкретное, вдруг понимаешь, что компьютер с сетью — не готовое решение проблем.
Компьютерная и информационная грамотность — не одно и то же.
Компьютерная грамотность обозначает умение использовать компьютерные технологии для решения самых разных задач, а информационная — предполагает умение работать с информацией вообще: в Интернете, в библиотеках, в периодике. Таким образом, хоть эти понятия и оказываются рядом во многих популярных статьях, они могут даже не пересекаться.
Если говорить о международном определении, информационная грамотность — это способность человека осознать потребность в информации, умение эффективно её искать, анализировать и использовать.
Фонды библиотеки Карлоса де Монсивайса, Мехико. Источник изображения: wiki
Читайте также
Новости каждый день: психология информационной эпохи
Сейчас, в XXI веке, поток информации в жизни среднестатистического обывателя без его особого желания увеличивается с каждым днём. Умение работать с этим потоком особенно важно, даже если ты никогда в жизни не хотел написать исследовательскую статью и не бываешь в библиотеке.
Информационная грамотность — одна из компетенций, развитие которой предполагают современные школьные стандарты. Но формируется она не на уроках информатики, а в процессе всего обучения, когда преподаватели дают задания по своим предметам.
Получив тему очередного доклада, школьник обычно оказывается один на один с интернет-поисковиком, который выдаёт по запросу тысячи страниц с самой разной информацией. И перед юным интернет-пользователем встаёт закономерный вопрос: с чего начать?
Серверы Wikimedia Foudation. Источник изображения: wiki
Алгоритм поиска информации
Этот алгоритм, разработанный сертифицированым учителем Google Кэти Шрок, будет полезен не только школьникам, но и всем, перед кем стоит задача поиска информации по незнакомой теме:
- Написать на листе ключевые слова интересующей темы.
- Сформулировать вопрос, который бы не был слишком широким или слишком узким.
- Перечислить все ресурсы для поиска информации: специализированные сайты, подписки, экспертов в этой области.
- Провести поверхностный поиск, чтобы убедиться, что на этих ресурсах действительно есть информация по теме.
- Если это необходимо, переформулировать вопрос.
- Начать углублённый поиск. При этом анализировать достоверность информации, её обоснованность.
- Сохранять найденную информацию с указанием источников.
По мере развития информационной грамотности часть пунктов начинает выполняться автоматически, но если перед вами стоит задача сложного поиска, полезно всё разложить по полочкам именно таким образом.
Читайте также
Учимся критически мыслить с новостными агрегаторами
Поисковики становятся всё «умнее», и это не всегда на пользу вашим исследованиям.
Так, Google формирует результаты поиска на основе ваших предыдущих запросов и посещённых страниц. Чтобы обойти это и получить результаты, которые соответствовали бы актуальности информации, а не вашим привычным интересам, нужно в инструментах поиска выбрать «все результаты» и отметить «точное соответствие».
Критический подход к информации
Один из самых полезных навыков в онлайн-поиске — умение критически оценивать информацию. О важности этого умения должен знать каждый, кто хоть раз пытался найти в Интернете сведения, от которых напрямую зависели важные решения: медицинские, правовые и т.д.. Вот пять вопросов, на которые необходимо ответить при чтении любой статьи:
- Кто её автор и является ли он экспертом?
- Является ли то, о чём говорит автор, главной темой данного сайта?
- Когда сайт был создан и когда обновлялся? Есть ли дата публикации статьи?
- Откуда пришла эта информация?
- Почему эта информация подходит для моих целей?
Пишет ли школьник небольшой реферат или академик научную статью, важно знать, что материалы в сети защищены авторскими правами.
Читайте также
Оцифрованные первоисточники
У любого контента в Интернете — текста, изображений или видео — есть автор. С помощью лицензии Creative Commons, которую авторы размещают вместе с произведением, они могут обозначить, как именно разрешается использовать продукт: можно ли использовать его в коммерческих целях, можно ли вносить изменения или использовать для создания другого продукта.
Google и Flickr позволяют сразу искать произведения с определённой лицензией, для этого нужно лишь выбрать ещё один фильтр в инструментах поиска.
Разложить по полочкам
При большом количестве подходящих по теме интернет-источников возникает вопрос: как структурировать всю найденную информацию? В этом помогут специальные инструменты, которые позволяют сохранять открытые вкладки и цитаты из текстов так, чтобы вы всегда могли вернуться к результатам своих поисков.
Среди таких инструментов One Tab — расширение для браузеров Chrome и Firefox, его можно установить бесплатно. One Tab сохраняет открытые вкладки на одну страницу, которой можно делиться с другими пользователями.
Большой популярностью пользуется Evernote — облачный сервис для хранения записей, который среди других функций предоставляет возможность сохранять интернет-страницы и возвращаться к ним позже.
При использовании интернет-источников в учебных и научных работах встаёт вопрос о том, как правильно оформлять ссылки и указывать их в списке литературы. По правилам, которые регулируются ГОСТ 7.82 — 2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов», вы должны указать основное и параллельное заглавие, то, что это именно электронный ресурс, сведения об авторах и ответственных, вид ресурса, сведения о дате и месте публикации, режим доступа (ссылку на страницу). Выглядеть всё должно так:
Резолюция 1999 – Резолюция Совета Безопасности ООН 1244 от 10 июня 1999 г. / ООН: Резолюции Совета безопасности [Электронный ресурс]. – Нью-Йорк, 1999. – Режим доступа:http://www.un.org/russian/documen/scresol/res1999/res1244.htm , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус, англ., фр. и др.
Подробнее об оформлении цитат из Интернета можно прочитать в этой статье.
По мотивам: blog.discoveryeducation.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий